Переход количества в качество

17 января 2011

Мысль в продолжение темы о сущности и структуре драмы:
Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву. (Чехов "Чайка")
драматург, Антон Павлович, Чехов
драматург Антон Павлович Чехов

Переход количества в качество

Переход количественных изменений за пределы меры (как интервала количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета) ведет к изменению качества предмета, то есть к его развитию. В этом и заключается закон перехода количества в качество — развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.
При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий — непрерывности и скачка.
и
В термодинамике неравновесных процессов (И. Пригожин, Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций — критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности.

Читать статью полностью на википедии: Переход количества в качество

Суть в том, что закон перехода количественных изменений в качественные  (всеобщий закон развития природы, материального мира, человеческого общества и мышления) - это есть Первое и Главное правило драматургии!
Берем систему: ОГОНЬ-ЧАЙНИК-ВОДА и меняем на: ЗНАНИЯ-ЧЕЛОВЕК-ОБЩЕСТВО.
И ждем как:
Брюки превращаются… превращаются… превращаются брюки… в элегантные шорты!
Драма или действие есть последовательный ПРОЦЕСС СМЕНЫ СОСТОЯНИЙ объекта (субъекта) во времени.
Все просто, даже самому не верится. Остается только поэтическое вдохновение: совершенно согласованное согласье всех частей между собою. Остальное надо жесточайше резать "Бритвой Оккама".

Добавлено 14 декабря 2012.
Вот некорректное понимание развития любой системы:
Схема: развитие, качество, количество, эволюция, революция
Неправильная схема: развитие, качество, количество, эволюция, революция
Неправильно, т.к. революция (драма!) - это есть точка перехода между эволюционными этапами.
Энгельс считал главными три закона диалектики: 1. Переход количества в качество; 2. Взаимопроникновение противоположностей; 3. Отрицание отрицания. В более конкретной форме первый закон гласит, что количественные изменения материального объекта необходимо приводят к его структурным изменениям. Естественно, этот закон, как и 2 остальных, считается всеобщим, действующим в природе и человеческом обществе. В ряде случаев этот закон (1) оказывается справедлив. Например, количественное уменьшение температуры жидкого материального объекта приводит к затвердеванию его и наоборот, повышение температуры твердого материального объекта приводит к его переходу в жидкое состояние. Или, количественное увеличение человеческой общественной организации приводит к усложнению ее структуры. Но это оказывается далеко не везде и не всегда. Как говорится, тысяча ложных тезисов не стоят и одного истинного. Количественное увеличение армии не ведет к увеличению ее качества. Кроме количества, для изменений структуры требуется соблюдение еще многих дополнительных условий. В неживой материи идет обратный процесс – переход качества в количество (увеличение энтропии). Более качественная, организованная материя спонтанно переходит в менее качественную, с выделением (увеличением количества) энергии, которая рассеивается. В живой материи, при процессах развития, накопление информации (количества) переходит в совершенствование (качество) генетического кода, универсализацию и повышение жизнеспособности. Предположительно, в «черных дырах» происходит процесс перехода количества массы материи в ее энергетическое качество. Короче говоря, этот закон на статус всеобщего и универсального никак не «тянет». Существуют процессы, как развития, так и деградации, переходы, как качества в количество, так и количества в качество. Взаимопроникновение противоположностей в философской литературе освещено очень скупо. В отношении примеров вообще никак. В наиболее обобщенном, абстрактном примере это может быть взаимопроникновение закономерного и случайного. Процесс деградации материи (увеличения ее энтропии) ведет к возрастанию роли случайного. Процесс развития (понижения энтропии) ведет к уменьшению роли случайного (хаотичного) и возрастанию роли закономерного (определенного, упорядоченного). В примере из мира живой материи взаимопроникновение противоположностей очень ярко проявляется в популяции живых особей. Благодаря случайным отличиям генетического кода (мутациям) все особи популяции представляют собой гамму плавного перехода от наиболее жизнеспособных к наименее жизнеспособным. Естественный отбор губит наименее жизнеспособные особи и, в целом, происходит процесс развития популяции. В абстрактном виде, это и есть движение от случайного к закономерному, от хаоса к порядку. Закон отрицания отрицания отражает процесс познания. В первоначальном виде он изображался в виде расходящейся спирали – постепенное кругообразное движение с возвращением в исходную точку, но на более высоком уровне познания. Современные воззрения (теория информационной цивилизации, разбираемая в одной из тем этого форума) предлагают форму сходящейся плоской спирали с тупиком. Я предлагаю изображать процесс познания в трехмерном пространстве в виде воронки, сужающейся в сторону течения времени и уходящей в бесконечность.
(А. Зиновьев)


Законы диалектики, квантовой механики и теория драмы


Недавно я понял, что если в основе структуры драмы лежит: дуализм, неопределенность и случайность, то действие в драме можно и нужно разложить на три вида: взаимопроникновение противоположностей, отрицание отрицания и переход количества в качество. Или так:
  • Закон единства и борьбы противоположностей - это дуализм в действии, начало драмы.
  • Закон отрицания отрицания - это неопределенность, выраженная драматическая ситуация, поворотный пункт.
  • Закон перехода количественных изменений в качественные - это есть случайность, кульминация и собственно результат.

Вот и все. Получилась красивая теория. Непонятно почему Гегель с Энгельсом перемешали эти законы в странном порядке. Ребята, драматическим искусством надо заниматься не гуманитариям, а людям с математическим складом ума.
Продолжение моих размышлений о драме читайте в:
Золотое Сечение, Божественная пропорция и Динамическая Симметрия


лягушка поделитесь кнопка Поделитесь ссылкой:

0 ответы :

Отправить комментарий